Доброта как источник дохода

В прошлом номере мы опубликовали радостную новость: удалось собрать деньги на инсулиновую помпу для череповчанки Ульяны Михайловой — за 127 дней чуть более 240 тысяч рублей. В этом номере расскажем об обратной стороне благотворительности — тех, кто пользуется чужим горем и добротой.

Спасибо

Помпа, средства на которую жертвовали четыре месяца — с конца мая, заказана и вот-вот придет. Это буквально вопрос жизни и смерти. У Михайловой тяжелая форма сахарного диабета, помпа — устройство для непрерывного подкожного введения инсулина. Без нее девушка впадала в диабетические комы.

— Я благодарю наш дружный город за помощь, от всего сердца, — говорит Ульяна. — Я очень признательна за то, что не были равнодушными, за то, что не прошли мимо, за то, что не оставили. Спасибо!

Девушка «с Германии»

Я периодически общаюсь с Ульяной и с ее подругой Ольгой Кожиной. Ольга тоже незрячая, именно она создала группу в социальной сети и взялась за работу по сбору средств. (Кстати, Ольга и Ульяна пользуются специальной компьютерной программой, которая озвучивает все тексты.) Поэтому я из первых уст знаю, что дело шло непросто. Мошенники стали писать сообщения уже на второй день после создания группы.

— Спрашивают данные карты, которые на самом деле не требуются для того, чтобы перевести деньги на счет, но нужны, чтобы можно было, например, расплатиться за покупки в Интернете, — усмехается Ольга. — Скажем, пишет человек: «Здравствуйте. Как Ульяна себя чувствует?» Причем в группе он не состоит. Отвечаю: «По-разному». И начинается: мол, мы коллективом собрали сумму, хотим перевести прямо сегодня, нам для перевода нужны такие-то данные, потому что заполняем бланки через бухгалтерию.

Были и люди якобы из других стран (одна, например, сообщила, что она «с Германии»), которые объясняли, что данные нужны для конвертации валют. Девушку «с Германии» и еще одного мошенника Ульяна и Ольга, исключительно в показательных целях, сами, что называется, развели: несколько часов тянули время, говоря, что карта в другом месте и сейчас им пришлют скан, давали неверные данные и т. д.; потом эту переписку выложили в группе.

Рычаги воздействия

Проблема в том, что не всегда можно разобраться, насколько честные у человека намерения, хотя, повторимся, в большинстве случаев все понятно с первых вопросов.

— Сколько раз у вас пытались узнать данные банковской карты?

— Возможно, было более 50 случаев, — отвечает Ольга. — Нечестные «жертвователи» пишут практически как под копирку. Я связалась с человеком из техподдержки социальной сети, похоже, что есть какая-то программа с определенным текстом («собрали коллективом» и далее по шаблону); хотя ответы на встречные вопросы вполне логичные, видимо, кто-то все же контролирует процесс.

— Ты рассказывала, что вашу группу пытались закрыть.

— Да. В социальной сети есть несколько групп, которые выявляют и стараются закрыть сообщество по сбору помощи, эти люди считают, что наша и подобные созданы для схем мошенников. Есть разные рычаги воздействия. Нельзя просто взять и создать группу помощи, есть правила, которые нужно соблюдать: выкладывать определенные документы, отчетность и так далее. А если документа нет и его не раздобыть в ближайшие дни (выходные или праздники) и техподдержка получит сообщение об этом, она закроет группу с формулировкой «За подозрительные сборы».

Реально нереально

Цель таких групп — борьба с жуликами, но беда в том, что под огонь попадают и честные сообщества, от которых действительно зависит, удастся ли собрать средства на лечение конкретного человека.

— Уже после истории с нами я читала обсуждение о шестилетней девочке, чью группу закрыли по милости борцов за честность, и ребенок умер, — говорит Ольга.
— Я читала другие обсуждения, тоже про ребенка, — вспоминает Ульяна, — мол, зачем тогда было и собирать, раз все равно умер. Комментарии очень гадкие, страшные. Противное это дело, — Ульяна вздыхает. — Люди пытаются выявить мошенников…
— …Но очень сильно заигрываются, — кивает Ольга.

Елена Самсонова — второй администратор группы по сбору помощи для Ульяны. Кстати, Елена не была знакома ни с Ульяной, ни с Ольгой, пока не увидела объявление о том, что группе требуется еще один администратор. В одиночку сложно справляться с объемом работы, который сваливается на администратора: многочасовые переписки, общение со службой поддержки, предоставление документов — это лишь малая толика дел.

— Я случайно наткнулась на группу в социальной сети, — говорит Елена. — У одного из моих родственников тоже диабет (Ульяна потеряла зрение из-за осложнений, связанных с диабетом, — прим. авт.), решила, что я должна помочь.

— Она реально очень помогла, — с теплой улыбкой сказала Ульяна.

— Скорее, помогла нереально, — весело поправила Ольга.

Администраторы группы благодарят весь Череповец за мощную поддержку.

Экстренная ситуация

4 октября отмечался Всемирный день защиты животных. Увы, приюты тоже знают, что доброта порой выходит боком. Нередко «заботливые» владельцы подбрасывают надоевших питомцев, собак обычно оставляют привязанными к забору.

— В последнее время это бывает очень часто,  — говорит Анна Кадуличева, волонтер приюта «ЗооЩит». — Недавно под двери подкинули кошку с котятами, хотя у нас приют собачий, условий для содержания кошек нет. Также недавно мы нашли сразу двух собак, которых кто-то привязал к нашему забору.

Притом собаки эти явно домашние. Владельцы, решившие столь гуманно, но трусливо избавиться от питомца, видимо, считают, что их совесть может спать спокойно. А для приюта каждый такой подкидыш — экстренная ситуация. Сейчас в «ЗооЩите» более 30 собак, свободных вольеров нет.

— Очень сложно стало с пристройством, за последний месяц мы отдали только одного щенка и ни одной собаки (за август — четырех щенков и одну взрослую собаку). В последние полгода сложно все идет.

Когда появляется подброшенная собака, приходится срочно искать ответы на вопросы: куда ее поместить, что делать с прививками (вакцины или средства на них далеко не всегда есть в наличии)?

Год-два назад некие девочки-подростки ходили по домам, представляясь волонтерами «ЗооЩита» и собирая деньги якобы на помощь бездомным животным.

— Мы никогда не ходим по квартирам, — напоминает Анна. — И никогда не пишем личные сообщения в соцсети незнакомым людям с просьбой перевести деньги туда-то и туда-то. О нуждах приюта мы сообщаем на странице в своей группе, информацию об акциях по сбору помощи тоже даем заранее.

Елена Бжания

Другие статьи рубрики «Происшествия»

Другие статьи рубрики «Общество»

Другие новости рубрики «Происшествия»

Другие новости рубрики «Общество»

Rambler's Top100