Инженер, предлагавший сделать Октябрьский мост висячим, разработал понтонный мост через Шексну

14 апреля 2018, 18:48
Строительство

Более 50 лет назад Лев Делюсто, тогда вчерашний выпускник вуза, представил свой макет будущего Октябрьского моста. Спустя годы инженер разработал понтонный мост-трансформер через Шексну. По мнению автора, он необходим для безопасности и удобства.

Зачем нам нужен третий мост?

Лев Делюсто — авторитетный проектировщик, изобретатель с именем. У него десятки патентов на изобретения в различных промышленных областях, в Череповце сооружено пять спроектированных им причалов, а в цехах местных предприятий было смонтировано несколько экспериментальных установок, созданных им совместно со специалистами сталепрокатного завода, металлургического комбината и ЧГУ. Но проект понтонного моста для Льва Делюсто один из самых дорогих и выстраданных. С чертежами и патентом он ходит по инстанциям уже не один год. За это время проект второго моста через Шексну был утвержден и начал реализовываться. Впрочем, для инженера Делюсто это не стало поводом положить проект на полку.

«Октябрьский мост — один из символов Череповца, но и он стареет, — говорит он. — Что будем делать, если новый мост еще не построим, а этот вдруг выйдет из строя?»

Этим вопросом Лев Георгиевич заставлял задуматься не одного собеседника, представляя макет журналистам и общественности.

Корреспонденту «Речи» проектировщик рассказал об основных преимуществах своего проекта. Основные из них — дешевизна и быстрота возведения. Согласно расчетам Льва Делюсто, затраты на строительство моста не превысят трех миллиардов рублей (то есть он обойдется впятеро дешевле утвержденного проекта второго моста), а срок строительства составит не более трех лет. Наконец, третье преимущество — сборно-разборный характер понтонного моста, благодаря чему его можно двигать по реке с места на место, а следовательно, использовать в качестве дополнительной переправы в случае форс-мажорных обстоятельств.

По замыслу автора, мост будет состоять из понтонов, оборудованных балластными цистернами, соединенными друг с другом по принципу сообщающихся сосудов. При колебаниях уровня реки вода будет закачиваться в балластные цистерны или откачиваться из них, и мост останется на одном уровне с причалами независимо от уровня воды в реке и внешней нагрузки.

Для пропуска судов предусмотрены ворота — механизмы разворачивают часть понтонной конструкции вдоль русла, открывая проход судам или ледоходу. В основу положена современная американская технология. Лев Делюсто предлагает установить понтонный мост в районе улицы Горького на одном берегу и усадьбы Гальских — на другом. Для выхода автотранспорта на улицу Сталеваров на правом берегу реки Шексны будет создана эстакада. По словам автора проекта, больших вложений в подъездные коммуникации не потребуется и можно будет пользоваться существующими дорожными сетями. Понтонный мост защищен патентом РФ.

«Наличие такого моста позволит провести капитальный ремонт Октябрьского моста, возможно, с изменением его конструкции, чего до этого сделать не удавалось», — говорит изобретатель.

Сан-Франциско в Череповце

О мостах в Череповце Лев Делюсто размышляет уже более полувека.

«Как пришла идея первого моста? Я сам, как житель города, до постройки Октябрьского моста часто переезжал на ту сторону на лодках, как все, — в пять часов утра за грибами, например».

О строительстве моста через Шексну всерьез заговорили еще в середине 1960-х годов, более чем за десять лет до открытия Октябрьского моста. Обсуждение вариантов было жарким, а количество предложений измерялось десятками. Впрочем, в истории города осталось лишь два проекта: тот, который был в итоге реализован, и другой, предложенный молодым инженером управления «Коксохиммонтаж» Львом Делюсто. Посмотреть на макет, изготовленный автором и его коллегами по предприятию, ходили как на экскурсию, о предложении писали газеты. Причем вариант Делюсто появился раньше, чем знакомый нам проект Октябрьского моста. Их формальная схожесть говорит о том, что предложение молодого инженера было учтено проектировщиками.

«Я оказался в Череповце в 1963 году, будучи студентом Ленинградского кораблестроительного института, оканчивал заочно, — рассказал Лев Делюсто корреспонденту «Речи». — Работал на различных предприятиях, в том числе на судостроительном заводе. Но судьба сложилась так, что я ушел преподавать в индустриальный институт и проработал в нем 22 года. Но это позднее… Мне, корабелу по специальности, всегда были близки мостовые сооружения и плавающие конструкции. В 1966 году, когда вопрос строительства моста через Шексну уже начал обсуждаться, я рассказал о своей идее висячего вантового моста по типу знаменитого моста в Сан-Франциско (мост Золотые Ворота. — Авт.) руководству «Коксохиммонтажа», и меня поддержали. Тогда за рубежом вовсю шло строительство таких мостов, они отвечали велению времени. Вместе с коллективом предприятия мы сделали большой стальной макет — около трех метров длиной и метр шириной. И макет вызвал интерес, но реакция была неоднозначной, особенно у специалистов».

До того как перейти к предметным дискуссиям о конкретных проектах, в городе обсуждали, каким принципиально должен быть мост в Череповце. Проектировщики, в том числе гости из Москвы и Ленинграда, выступали за железобетонные мосты — большие, громоздкие и дорогие. Студента Льва Делюсто тоже приглашали на совещания и дали возможность представить свой проект.

«Там присутствовали люди, которые отстаивали свои проекты, и, конечно, мою идею восприняли в штыки, обвинили даже — мол, нет еще высшего образования, а лезет», — рассказывает изобретатель.

Защитником проекта студента Делюсто неожиданно стал директор Череповецкого металлургического завода Владимир Ванчиков.

«Ему моя идея понравилась, он сказал, что было бы здорово построить такой мост, — вспоминает инженер. — И предложил доработать вариант. Специалисты разъехались, а спустя год вернулись на вторую комиссию и привезли шесть вариантов вантовых мостов. В итоге победил тот, который мы сегодня видим — пилон и ванты. Мой мост был совершенно другим, но некоторая схожесть была. Я убежден, что проектировщики запомнили пожелание Ванчикова и стали думать в этом направлении. Потому что на первой комиссии мой висячий мост был единственным проектом такого типа».

Надо сказать, что летом 1967 года в газете «Ударная стройка» вышла статья, в которой автор также ратовал за постройку вантового моста — и проиллюстрировал макетом Делюсто. Своих Золотых Ворот в Череповце не появилось.

Сергей Виноградов

Другие новости рубрики «Строительство»

Другие статьи рубрики «Строительство»

Rambler's Top100